Проведя в премьер-классе MotoGP невероятные 22 сезона, самый успешный мотогонщик современности завершает карьеру
Но даже если последние годы карьеры великого итальянца и вышли не особенно выразительными, его феномен и потрясающее наследие в любом случае занимают особое место в мировой спортивной летописи.
Кумир, не ставший рекордсменом
Валентино часто называют самым успешным мотогонщиком в истории, хотя, строго говоря, это не так. Легендарный Джакомо Агостини полвека назад завоевал еще больше титулов – однако зачем-то сделал это во времена до изобретения фейсбука и инстаграма (и такая спешка не лучшим образом сказалась на его популярности в наши дни).
А вот Валентино Росси стал для MotoGP ровно таким же символом, как Михаэль Шумахер для Формулы 1. Пройдя за невероятные 26 сезонов путь от смешного вихрастого мальчишки, готового на смешные и даже хулиганские выходки, до степенного босса собственной гоночной империи (называть ее лишь командой было бы слишком легкомысленно), Доктор Росси сделал свое имя синонимом спорта.
Вообще говоря, будь отец гонщика Грациано чуть побогаче, вся эта история могла бы пойти по другому пути. Когда юному Вале было пять лет, Росси-старший – сам выступавший в чемпионате мира и побеждавший в зачете 250сс – решил приобщить сына к гонкам. Но его супруга и мама будущего чемпиона Стефания настрого запретила сажать малыша на минибайк, так как это занятие казалось ей слишком опасным.
Потому первое время Росси-младший гонялся в картинге и, надо сказать, подавал там очень серьезные надежды. Затем некоторое время совмещал выступления на двух и четырех колесах – но в какой-то момент вопрос бюджета встал ребром, и на семейном совете решено было сосредоточиться на мотогонках, так как картинг был ощутимо дороже.
Легенда гласит, что выступления Валентино в 125-кубовом зачете чемпионата Италии начались с конфуза: во время дебютного уик-энда он упал спустя несколько сотен метров после первого выезда из боксов. Но сложности не остановили Росси, который продолжил выступления, постепенно пополняя коллекцию побед и титулов.
Валентино Росси, Petronas Yamaha SRT
Фото: Gold and Goose / Motorsport Images
Само по себе описание достижений итальянца за последние четверть века едва ли представляет интерес – к тому же, оно заняло бы слишком много места из-за необходимости перечислять десятки выигранных Гран При.
Важнее другое – помимо невероятной скорости, нацеленности на победу и умения ехать быстро на любой технике итальянец был очень ярок в том, что сопровождало и окружало гонки. Его костюмы, парики и выходки на подиуме не меньше красивых гонок привлекали к MotoGP внимание даже тех, кто прежде не интересовался спортом.
На радость фанатам и беду конкурентам
Фирменный желто-лимонный цвет и номер 46, который гонщик использовал по ходу всей карьеры, объединили множество болельщиков, которые следовали за своим кумиром по трассам чемпионата.
«Думаю, мое отличие от других знаменитых гонщиков состоит в том, что мне по какой-то причине удалось заинтересовать множество людей мотоциклетными гонками, – объяснил сам Росси. – Без меня, особенно в Италии, мало кто знал о MotoGP. В первой части карьеры я делал что-то такое, что воздействовало на эмоции обычных людей, и я очень горд этим».
Выступая за Honda, первый же сезон в премьер-классе Росси закончил вторым – а затем трижды подряд завоевал титул. Казалось бы, столь продуктивное сотрудничество надо продолжать – но Валентино перешел в Yamaha. Многие говорили, что этим он хоронит свою карьеру, так как молодая команда до того не смогла привести к титулу ни одного из своих гонщиков. Но первый же сезон с Yamaha стал для Росси чемпионским.
Следующий, 2005 год, начался гонкой в Хересе. На последнем круге Валентино и лидер Honda Сете Жибернау мчались параллельными курсами. В финальном повороте Росси оттолкнул соперника и поехал к линии финиша. Весь паддок замер в ожидании решения судей. Но те не стали наказывать Валентино. Ситуация была спорной – но, безусловно, в этом эпизоде арбитры подспудно учитывали и популярность итальянского чемпиона, и заработанный им авторитет.
В итоге сезон оказался для итальянца триумфальным: в 11-ти первых Гран При Валентино одержал 9 побед, после чего завоевал пятый титул подряд.
Борьба Сете Жибернау (Honda) и Валентино Росси (Yamaha) на ГП Испании 2005 года
Фото: Gauloises Fortuna Racing
Росси никогда не был ангелом. Хуже всех пришлось Максу Бьяджи, его первому серьезному сопернику – Доктор буквально изводил соотечественника многочисленными выходками, зачастую не вполне приличными.
К слову, а почему Доктор? На этот вопрос ни сам гонщик, ни его отец, несмотря на многочисленные вопросы, так и не дали четкого ответа. Считается, что причина проста: на Апеннинах такое обращение является принятым выражением уважения к человеку. Впрочем, сам Вале любит шутку о том, что его фамилию, очень распространенную в стране, почему-то особенно часто можно встретить именно на дверях медицинских кабинетов.
Менялись соперники, а повзрослевший Росси продолжал пополнять коллекцию кубков. Ники Хейдену и Кейси Стоунеру удалось прервать серию титулов итальянца, но тот вернулся на вершину и еще дважды стал сильнейшим за рулем Yamaha. На тот момент MotoGP смело можно было назвать чемпионатом Валентино – он стал синонимом спорта в такой же мере, как Себастьен Лёб в ралли или Михаэль Шумахер в Ф1.
Отказал Ferrari и не вытянул Ducati
К слову, имя Шумахера неспроста появилось в этой истории. В 2006 году, если бы судьбе было угодно, немец вполне мог стать партнером Росси по команде – речь, разумеется, о Ferrari в Больших Призах. Доктор провел нескольких серий зимних тестов – и стало ясно, что он вовсе не разучился пилотировать технику на четырех колесах. Скудерия сделала предложение выступать в ее составе.